Встретился опрос: как люди
(особенно непрофессионалы, не защищённые трудовыми договорами и армиями бдительных наёмных копирастов) относятся к тому, когда натыкаются на свои работы, выложенные где-то без указания авторства.
Я с этим неоднократно встречалась на собственном опыте, поэтому есть, что сказать. Но, как мне кажется, тут остановились только на самой поверхности проблемы.
Отсутствие подписи или ссылки на первоисточник - одно из наименьших зол. В конце концов, в Интернете в принципе нет ничего личного. Закинул в него что-то - будь готов спустя некоторое время увидеть это в самом неожиданном месте (возможно, в таком, что будешь даже рад, что не осталось упоминаний о твоей с этим связи).
Притом, уже давным-давно не считаются предосудительными заметные яркие подписи, а то и указание ссылок прямо на самой работе. За последнее и вовсе всё чаще не осуждают, а благодарят (за облегчение поиска).
С текстами одновременно и легче, и сложнее. С одной стороны, в большинстве случаев оригинал можно прямо по паре предложений найти поисковиком. С другой стороны, это сделают только те, кто захочет полную версию (если выложен фрагмент) или чего-нибудь "исчо!" от того же автора.
Загвоздка в том, что если картинки
перепащивают репостят все у всех, то выложивший текст как-то по умолчанию сам воспринимается его автором, если не указано иначе. Но всё-таки, если он хотя бы предупреждает, что "мопед" не его, а чей - не знает, уже можно простить (но доброжелательно подарить учебник по гуглению не помешает).
А теперь - о том, что по-настоящему давит на кнопку включения режима берсерка.
ДЛИННОПСТОДумаю, про то, что проблема "не в клозетах, а в головах", говорить не надо. Если нет понимания, что всё, попадающее на глаза, сделано кем-то, то нет и границ, сдерживающих потребительство в его худшем виде.
Кое-что из того, что заставляет скрежетать лично мои зубы, в большей или меньшей степени (но всё равно несравненно сильнее, чем отсуствие вышеупомянутых ссылок на автора):
Обрезка.
Считается одним из самых безобидных изменений с точки зрения большинства: ведь только подогнали размерчик, пожертвовав незначительными деталями или же вовсе ненужными пустыми местами. Но для человека с более чувствительным взглядом сразу рушится композиция, перспектива и всё-всё. Особенно актуально для тех, кого хотя бы раз посещали мысли вроде "точно, тут не хватает ещё пол-миллиметра".
В визуальном творчестве мне это не кажется совсем уж смертным грехом, скорее - инструментом пыток внутреннего перфекциониста, жестокость которых во многом субъективна. Впрочем, на собственном опыте сталкивалась с этим только дважды. В одном из случаев обрезали подпись - и, да, беру назад свои слова о её спасительном присутствии. Но об этом - отдельно, чуть ниже.
А что касается текста... Мне резали целые абзацы (чаще всего, разумеется, из концовок, которые мне почти всегда особенно важны), чтобы втиснуть в прокрустово ложе форумных постов с ограничением количества знаков. Иногда уносили недописанное (после чего мне пришлось перебороть своё отторжение издевательского "продолжение следует" в конце каждой новой главы, потому что ярко-красное "в процессе" вверху страницы не замечали не только члены ордена Ctrl+C, но и многие другие). И, не шучу, даже стихотворения умудрялись расчленять.
Наложение фильтров.
Кого-то (иллюминатов? шпионов инопланетных захватчиков? корпорацию мирового зла?) хлебом не корми, дай что-нибудь осветлить, затемнить, обесцветить, наложить шум или размытие, приделать креативную рамочку... В глубине души они прирождённые великие дизайнеры, а поэтому точно знают, как улучшить вашу работу.
Сталкиваюсь постоянно, но сама "пострадала" лишь три раза (точнее, "целых три", ибо кому вообще могли понадобиться плоды моего криворучия - ума не приложу). Первый раз - сепия: удивилась, но не возражала, потому что физически не могу возражать против сепии акцент оригинала был не на цвете. Второй раз - "виньетка" с круглым отверстием, как будто зритель смотрит на центр рисунка в подзорную трубу. Немного перекорёжило, но возмущение победил смех, так как представились закадровые партизаны, следящие из засады. Третий раз - какие-то инстаграмские розоватые оттенки с полупрозрачным цветочным узором... Без комментариев.
Борьба с подписями.
Три степени тяжести. Первая - обрезание подписи, как упоминалось раньше. Вторая - просто её стирание. Третья - полное перекрытие собственным логотипом сайта/вотермаркой паблика/фамильным гербом.
Естественно, никого не волнует, что последнее является фактически присвоением авторства (несмотря на то, что это "всего лишь" метка сообщества, собирающего картинки, а не конкретного человека). Но и первые два способны раздражать не меньше.
Я пережила первое и третье. Искренне задалась вопросом, чем же моя подпись так плоха - она, вроде, далеко не самая громоздкая, всегда в укромном уголке или на свободном месте (м-да, поэтому-то её удобно свести с глаз долой), не оскорбляет ничьих чувств, не насылает на увидевших её сглаз и порчу... Но вероятный ответ - либо снова замысел всё тех же великих дизайнеров из предыдущих пунктов, решивших облагородить композицию, испорченную лишними элементами, либо такая жадность воришек, что те готовы позариться даже на любительские почеркушки, которые явно не принесут им ни лайков, ни посетителей, ни чего там ещё они пытаются добиться.
Нет, эта логика за пределами моего понимания. Я и сама, хоть и пытаюсь по возможности подписывать сохранённые джипеги, часто этого не делаю по причине забывчивости или блаженного неведения относительно их авторства, но чтоб обрезать/стирать/подменять подписи - за этим на соседний круг ада, пожалуйста.
Вольное сочинение шапок к фикам и ориджиналам.
Ага, возвращаемся к текстам. Бывает, что авторство всё-таки указывают, но шапку делают сами (несмотря на то, что на сайтах-источниках она почти всегда есть, поскольку на многих она обязательна).
Узнаёшь очень много нового: какие персонажи там успели появиться без твоего ведома, какие решили отойти покурить, какие появились новые захватывающие пэйринги, в каком жанре сия повесть на самом деле, и, главное, о чём это всё.
Не смертельно, даже забавно. Но увидеть это явление в первый раз - тот ещё шок. Несмотря на то, что обнаруживаешь под ним абсолютно нетронутый текст (в лучшем случае, конечно), вначале всё равно ожидаешь худшего. А иначе и не получится, если под знакомым заголовком и твоим же именем прежний джен внезапно превращается в слэш, драма - во флафф, а в аннотацию вообще лучше не заглядывать, если дорог рассудок.
"Разве вы без шпаги пришли?"
Пере-перевод.
Если и есть личная польза от той профессии, которую я сейчас получаю, то уж по крайней мере в том, что свои стрипчики (чья комическая ценность столь же сомнительна, сколь и художественная) я могу выпускать в двух экземплярах - на русском (для VK) и английском (для DA и тумблера). Могу ещё на французском и немного на латыни, но мир не заслужил такого наказания. Причём под английскими версиями всегда оставляю ссылку на русские. Но описания никто не читает, поэтому вскоре начинаю видеть в сообществах на VK их же, переведённые уже кем-то другим, причём в подавляющем большинстве случаев - ужасным шрифтом, в пьяном расположении относительно "облачков", а главное - на уровне "знаменитая песня группы Битлз "Разрешите жрать пчёл".
Как понимаете, художник во мне так не страдает (ибо "что мертво, умереть не может", как упоминалось выше, не так уж велика ценность), как страдает лингвист.
Утаскивание работ с конкурсов.
В зоне риска - и виртуальные мероприятия (как, например, Фандомная Битва, где до завершения нельзя размещать участвующие работы где-либо ещё), и реальные.
Да, мои стихи школьных лет кому-то оказывались нужнее, чем мне, но, судя по слышанным историям, я ещё легко отделалась. И это уже в слишком далёком прошлом. К тому же, сердечное спасибо моим учителям и организаторам, которые были тогда готовы разруливать подобные ситуации вместо неопытной меня.
Гораздо неприятнее - случай на ЗФБ, когда с моей команды (и не с одной) сняли сливки массово, с непонятной целью и с полнейшим нежеланием идти на контакт, чтобы спокойно прояснить ситуацию. И бесит в таком случае как раз-таки не отсутствие указания настоящего авторства (в этом случае оно бы только ухудшило положение), не сопутствующая ложная информация, не копирование без спроса, а именно это отношение. Знаю, что люди ещё как способны не заметить, что в месте, откуда они берут контент, проводится конкурс и у него есть правила. Никогда не стоит недооценивать такие скрытые суперспособности (в том числе собственные). Это одно дело. Другое дело - когда они упираются и хамят, если им на это пытаются вежливо указать.
Плагиат, обмазки и иже с ними.
Об этом я распространяться не буду, так как, слава Шармату, сама с этим пока не сталкивалась. Но мнение имею (причём непопулярное). Как-нибудь в другой раз, если интересно.