Когда в Море 2005 у персонажей случались проблески осознания себя внутри игры/пьесы, криповость этого очень усиливалась их внешним недостатком реализма. Потому что плохая графика сильнее настраивает на принятие условности: ты видишь одно (страшненькие модельки с ломаными движениями), а воспринимаешь другое (нормальных людей). Как при чтении книги, где таким сырым материалом выступает текст, или в театре, где глаз может видеть минимум (как известная постановка с Гамлетом в одной короне, а в остальном в современном пиджаке), но как бы соглашается принимать сигнал иначе. Но как только убеждают, что никакой условности тут нет, то всё, что она покрывала, обнажает свою неестественность, как в "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Условность делала её объяснимой и правильной, а необъяснимое и неправильное практически инстинктивно тревожит.
А в Море 2019 такой эффект пропал. Мир визуально приятен, а модельки более реалистичны и даже получили живую мимику. Уже далеко не так воздействует убеждение признать, что настоящее – вот это, а не то, что дорисовывало воображение. Потому что оно и так изначально воспринимается как почти настоящее. И ты уже не настолько неготов.
Но зато... ремейк это не потерял, а только перенёс в другое место: в сюрреалистичный квест в Бойнях. За несколько дней ты привык к здешней механике и логике, а тут они сами себя выворачивают наизнанку. Не просто "раньше играли по одним правилам, а теперь по другим", а как раз на том же уровне изменения восприятия. Например, испытываешь ощущение, что это очень странно, что хирург достаёт из тела веретено, которое ты ожидал бы найти в шкафу или магазине, но никак не в инвентаре вскрытия... и тут же понимаешь: но погоди, разве раньше этот процесс был менее странным? Да ничего естественного в нём и не было; просто ты согласился принять правила условности, и заметил это лишь тогда, когда она сама их нарушила.
Вот это восхитительно, я считаю.
ankh-veos
| понедельник, 06 февраля 2023