По многочисленным советам ознакомилась с Максом Фраем (ещё летом). Можете начинать закидывать меня тапками: хоть и впечатлило, но исключительно в отрицательном смысле.
Я предупредила. Всегда забавляло, когда какой-нибудь начинающий творец вместо того, чтобы описывать внешность персонажа, пишет: вот этот гном-вампир просто копия такого-то актёра, а вот эта эльфийская принцесса невероятно похожа на такую-то певицу. Всё, просто гуглите и наслаждайтесь, дорогие читатели.
Но тут подобное вовсе не умиляет. Потому что и творец не начинающий, и издаётся далеко не в тёмных недрах Фикбука.
Первый раз такой приём ещё можно было простить. Во второй - начало вызывать подозрения. В третий - уже попросту одновременно смешно и грустно. И это только за три-четыре первых главы, Карл!
Создалось впечатление, как будто автор то ли предвкушает потенциальных фанартеров и подсовывает им одобренные партией референсы, то ли любуется на своих кумиров в неотведённом для этого месте. Потому что ни в отсутствии фантазии (по крайней мере, судя по разнообразной чудесатости мира), ни в лени (книг-то ого-го) автора не уличить. А вот главного героя, в таком случае, как раз можно.
Придётся-таки замолвить пару слов о попаданчестве и мэрисьюизме. Точнее, о том, как их правильно и неправильно делать, раз уж без них никак.
Да-да, нельзя их вменять во грех автоматически и по умолчанию. Потому что о первом мало кто не мечтал (хоть в далёком детстве, хоть до сих пор), а на исполнении желаний читателя и автора держится почти всё "светлое" фэнтези (да и некоторое "тёмное" и "низкое" тоже). А второе - отражение практически неизбежного этапа развития самовосприятия (думаю, поэтому все похождения Мэри-попаданок от вышеупомянутых начинающих творцов в подростковом возрасте настолько неотличимы друг от друга вплоть до деталей: это не дань богатой традиции мэрисьюизма, это паттерн). Как ни крути, а мономиф укоренился в культуре и в бессознательном весьма крепко, поэтому в должностных обязанностях каждого протагониста в фэнтези - быть хотя бы на 1% Избранным, Мессией, Героем, Курьером-Из-Пиццерии и т.п. Это нормально. Но очень важная деталь, о которой часто забывают (или сознательно её игнорируют) - развитие героя. Именно отсутствие такового (а не радужные глаза и способность в 3000 выглядеть на 13) - отличительная черта Мэри-Сью. Макс в этом плане просто эталон: ладно, пусть он нитакойкакфсе, специально сгенерированный Избранный, кладезь скрытых суперспособностей и гений, которым регулярно по расписанию восхищаются все мастера своего дела (видимо, они именно для этого его и позвали - чтобы было кем восхищаться), но у него нет ни цели, ни конфликта, ни какой-либо внутренней химии личности. Пришёл, увидел, победил, поел. Повторять до бесконечности. И как раз здесь возвращаюсь к попаданству: да хотя бы из того, что персонаж попадает в совершенно новый мир, уже можно вывести целый мешок конфликтов. Навскидку, живого человека ожидают столкновения практически со всем: чуждое общество, чуждая культура, трудности запоминания и принятия незнакомых правил и обычаев, поиск своего места... В книге это описано приблизительно никак. Ну, испытал лёгкое удивление. Принял как должное. А вскоре уже как рыба в воде. Даже коллектив его принимает сразу и безоговорочно (и это, по-моему, куда большая фантастика, чем волшебство и мироходство). Это попаданство уровня "Магии фэнтези", а вовсе не Уэллса и К. Льюиса, с которыми Фрай почему-то упоминается в одних и тех же списках.
Юмор хорош и изящно вплетён, с этим не поспоришь. Но от книги к книге он неумолимо превращается в сортирный и банальный. Жаль.
Наверное, слишком большие надежды возлагала, наслушавшись хвалебных отзывов от знакомых. Поэтому и разочарование тоже немаленькое.
Вердикт: читать не позже 16 лет. "Я уже слишком стар для всего этого", увы.
По многочисленным советам ознакомилась с Максом Фраем (ещё летом). Можете начинать закидывать меня тапками: хоть и впечатлило, но исключительно в отрицательном смысле.
Я предупредила.
Я предупредила.